20.04.2024
°C
0
$ 93.44
€ 99.58
erid: 2VtzqxJALAR

Музейную экспозицию к 115-летию Красноярской магистрали пополнили уникальные железнодорожные артефакты, найденные археологами на Афонтовой горе

Новосибирскими археологами, которые в настоящее время ведут раскопки в центре Красноярска в районе строительства четвертого автомобильного моста через Енисей (археологический памятник федерального значения «Афонтова гора»), вблизи Транссиба обнаружен участок железнодорожного полотна, проложенный, предположительно, в 1899 году. По словам директора Музея истории Красноярской железной дороги Константина Карпухина, появление этой ветки относится к временам строительства Транссибирского участка Красноярской железной дороги: «Первоначально это был подъездной путь к ледовой железнодорожной переправе через Енисей, примыкающий к Транссибу. В конце XIX века, в период возведения Царского моста через Енисей ветка шла от угольных складов в Николаевке до пристани. Пока не был построен Царский мост, данный путь на зимнее время „продлялся“ по льду Енисея, — именно по нему железнодорожные составы пересекали реку и попадали на правый берег водной артерии Красноярска, в район станции Енисей, а далее — шли на восток». То, что данный участок пути существует уже более 115 лет, подтверждают данные о состоянии земляной насыпи и основания пути.
По словам специалистов Красноярского музея истории железной дороги, позднее, когда был построен мост через Енисей, путь использовался для подвоза угля с угольных складов на пристань, — она располагалась недалеко от существующего железнодорожного моста через Енисей в районе Мелькомбината. Здесь проходила дозаправка пароходов твердым топливом. Кроме того, уже в советское время путь обеспечивал сообщение со стрелочным заводом, который в начале XX века находился на месте красноярского Мелькомбината.
«В советские годы этот путь несколько раз обновлялся. Найденным рельсам чуть более полувека — они датируются июнем 1945 года. Более раннего производства — костыли, накладки, крепежные элементы пути. Они хорошо сохранились, и представляют интерес для истории Красноярской железной дороги», — отмечает Константин Карпухин. Экспонаты пополнили коллекцию музея, а также стали частью юбилейной экспозиции, посвященной 115-летию Красноярской железной дороги. Этот большой юбилей отмечается в 2014 году.
Протяженность найденного участка пути — около 100 метров. Сохранившийся участок обнаружен археологами под слоем грунта глубиной свыше полутора метров.
***
Годом рождения Красноярской железной дороги считается 1899 —й. Тогда открылось регулярное железнодорожное сообщение между Красноярском, Новосибирском и Иркутском.
Древнейшее поселение сибиряков — археологический памятник федерального значения «Афонтова гора» — обнаружено в Красноярске более 100 лет назад благодаря прокладке Транссиба.



Мы в популярных социальных сетях