29.03.2024
°C
2
$ 92.26
€ 99.71

Космическая гонка за знаниями

Человек не просто научился летать и находиться в космосе, проводить там минимальные технические работы, сегодня он стремится использовать космическое пространство с выгодой для себя. Кроме связи и оборонных целей развивается космический туризм, добыча полезных ископаемых, а колонизация Марса и Луны должна состояться в ближайшие четверть века. Иными словами — исследования с целью познать и закрепить знания о Вселенной, безусловно, важны, но уже пора активно использовать их для решения задач человечества, поэтому прикладная космонавтика — одна из приоритетных и самых востребованных сфер.

Мы восхищаемся космонавтами, но зачастую забываем, что их полёты не были бы возможны без сотен других специалистов – инженеров, конструкторов, проектировщиков. Именно они придумывают и воплощают в жизнь ракеты, спутники, космические станции. И работа эта не менее интересная, и не менее почётная. Конечно, можно надеяться на появление самородков, какими были Циолковский, Королёв, Решетнёв, но гораздо эффективнее увлечь мальчишек и девчонок со школьной скамьи темой космических исследований и создать им подобающие условия для развития. С этой целью и был открыт в Красноярске детский технопарк «Кванториум», в котором ребята 12-17 лет могут работать над собственными проектами в области водородной и солнечной энергетики, нанотехнологий, виртуальной реальности и как раз прикладной космонавтики. Подробнее об этом рассказал Андрей Пирогов, преподаватель космоквантума.

Не секрет, что многие способности, привычки, интересы обнаруживаются и закрепляются в детстве. По мнению Андрея, поэтому крайне важен пример родителей и педагогов, которые окружают ребёнка. «Мой папа фанат чтения, у нас дома всегда было множество книг, журналов, газет. Поэтому к первому классу я уже читал бегло, не просто «проглатывал» книги бездумно, но вполне осознавал и «переваривал» их содержание, пересказывал друзьям. Они меня часто спрашивали: «Это что за фильм?», а я смеялся и говорил: «Это не фильм, это книга». Если не понимал, обращался к папе, он объяснял без скидок на возраст. Становилось ещё непонятнее, тогда он подкидывал другие книги», — вспоминает Андрей. В то же время, он говорит, что в его детстве многое способствовало самостоятельному познанию мира: были костры, на которых плавили свинец, потому что просто интересовал процесс добычи и переплавки, строились шалаши, «штабы» на деревьях, а в ящиках жили игрушки из «киндера», трансформеры, оловянные солдатики, шахматные фигуры, железные машинки и человечки из «Лего», и всё это объединялось по каким-то правилам. Также зачастую в игрушках оказывались и различные детали магнитофонов, стиральных машин, телевизоров. А ещё одним из ярчайших впечатлений детства стала «экскурсия» на работу к отцу, на завод. «Это было как путешествие в другой мир: огромные цеха, краны, станки, электрокары (Я управлял ими! Управлял!) и первые компьютеры, где были клавиатуры с надписью «ключ» вместо «shift» и «ввод» вместо «enter»», — рассказывает Андрей. Очевидно, что интерес к науке и технике был закреплён.

Когда встал выбор дальнейшей профессии, выпускник Пирогов решил поступить в СибГАУ — один из ведущих технологических вузов края, а специальность, связанную с космическими аппаратами, выбрал потому что одними из самых любимых в детстве книг были энциклопедии про самолёты, ракеты, космос. И во время учебы в университете, Андрей осознал, что ему очень нравится пересказывать прочитанное, разъяснять другим что-то непонятое для них, но понятное для него. «Больше всего нравилось, когда удавалось через дебри терминологии пробиться к пониманию сути процессов и простым языком разъяснять желающим, которых к сессии становилось много», — рассказывает Андрей.

С третьего курса университета он начал работать в отделе профориентации и вёл занятия в «Аэрошколе», приобщая подрастающее поколение к инженерным и конструкторским проектам. После окончания университета Андрей Пирогов отслужил в армии, а после его уже ждал славный город Железногорск и крупнейшее в России предприятие по производству спутников. «Я просто приехал и у КПП встретился с будущим начальником, который после беседы со мной сказал — подавай документы, посмотрим, на что ты сгодишься. И я старался оправдать доверие. Испытывал радость, получая детали, изготовленные по моим чертежам и кайфовал, как в детстве, при сборке конструктора, собирая установки, в которых был сконцентрирован труд десятков людей. Я гордился, когда собранная мною установка начинала работать», — рассказывает Андрей.

Одним из главных секретов успеха педагог космоквантума считает умение и желание учиться: «Ищи информацию, задавай вопросы — так справишься со многим! Никогда не стесняйся признаться в некомпетентности и обратиться за советом к знающим людям».

Дальше в жизни Андрея были другие проекты, он участвовал в создании мебели. Но как говорит инженер: «Сменился материал и назначение проектируемых изделий, но суть осталась прежней — есть функция изделия, есть станки, есть люди, которые умеют на этих станках изготавливать детали, есть материал. Опять конструктор. То, с чем я так любил играть в детстве». Позже в его жизни появился и до сих пор из неё не пропал самый интерактивный музей науки. «Изначально я пришёл туда как инженер-конструктор, с желанием создавать экспонаты, позволяющие детям (и взрослым) понять физику (которую многие недолюбливают). Но так получилось, что помимо инженерных задач, я стал вести экскурсии, шоу, мастер-классы» - рассказывает Андрей. За его умение объяснять просто и весело даже сложные вещи к нему так же часто обращаются журналисты с просьбами дать комментарий или провести эксперимент, в ходе которого он в своём фирменном стиле объясняет детям, что происходит. Такого человека просто не могли не пригласить в детский технопарк, где стремятся создать среду максимально комфортную для научного творчества школьников. ««Кванториум» стал для меня настоящим открытием. Отличная команда, отличное оборудование, и самое главное — идея», — делится впечатлениями Андрей.

В его «Космоквантуме» ребятам предстоит пройти полный жизненный цикл производства космического аппарата: от постановки задачи и определения полезной нагрузки до разработки и конструирования модели. Ученики сначала будут создавать компьютерную модель аппарата в виртуальной среде, а потом собирать действующую модель на основе специально разработанного конструктора, используя и самостоятельно разработанные сложные компоненты. За время обучения здесь школьники познакомятся с физико-математическими основами космонавтики, 3D-моделированием и прототипированием, програмированием, основами электротехники, радиотехники и электроники. «Сейчас не так часто детям дают творить, создавать что-то «настоящее». То, что они делают в компьютерном мире, мало влияет на мир настоящий. Они строят в играх целые миры, но эти миры виртуальны. Я хочу, чтобы дети творили в реальности, им нужно дать эту возможность» — считает педагог, — «Давным-давно люди не без помощи науки смогли выйти в мировой океан. Были созданы приборы для точной навигации, инженерам пришлось изрядно поломать голову над конструкцией кораблей. Теперь люди перевозят морскими путями огромное количество грузов, добывают из океана еду. В местах, которые ранее считались недоступными, добывается нефть. Космос намного больше океана, его освоение займет несоизмеримо бОльшее время. Сейчас на орбите Земли кружит огромное количество спутников, выполняющих самые разные задачи, но если продолжать аналогию с мировым океаном — мы лишь подошли к воде, смочили в ней ноги. Исследовать, находить новоё, применять на практике. Человек любопытен, в погоне за новыми знаниями он прошёл огромный путь, но конца этого пути нет. И сегодняшние дети - это те, кто в будущем, возможно, смогут легко и непринужденно слетать на Марс в отпуск, чтобы полюбоваться прекрасными видами с вершины Олимпа».

Узнать о том, как стать учеником «Кванториума» можно по тел. 257-37-97



Мы в популярных социальных сетях