25.04.2024
°C
0
$ 92.51
€ 98.91
erid: 2VtzqxJALAR

Дороге мужества – Красноярской воздушной трассе – 75 лет

Красноярск отмечает важную дату в своей истории – в этом году исполняется 75 лет со дня открытия Красноярской воздушной трассы. По-другому её еще называют трасса «Аляска – Сибирь», АЛСИБ. В годы войны она являлась частью авиатрассы по перегонке американских самолётов, которые США поставляли в СССР по договору ленд-лиза.  Из Красноярска техника уходила на Запад, на фронт.
– Когда начинаешь изучать материалы, рассказывающие об истории Красноярской воздушной трассы, то понимаешь, какой подвиг совершили люди. Не только летчики, которые, рискуя жизнью, преодолевали путь над тайгой в несколько тысяч километров, но и те, кто строили эту трассу, – сказал заместитель главы города Сергей Кочан на пресс-конференции, посвященной 75-летию АЛСИБа. – Взлетно-посадочные полосы были построены в течение десяти месяцев, хотя сегодня специалисты говорят, что для выполнения такой работы требуется не менее пяти лет. Это действительно трасса мужества.

К началу 1940-х годов пилотами Енисейской авиагруппы Главного управления Северного морского пути совершались успешные длительные перелеты в арктических условиях протяженностью до 2000 км. Помимо летчиков, в городе  имелись необходимые специалисты – диспетчеры, метеорологи. Также в Красноярске был   универсальный аэродром, который принимал любой тип техники. История АЛСИБа началась 9 октября 1941 года, когда постановлением Госкомитета обороны строительство по линии Уэлькаль – Красноярск было поручено управлению Гражданского военного флота. А через год, в октябре 1942 года, пошёл первый перегон. Последние воздушные судна прошли по трассе в 1945 году. В 1946 года она была официально закрыта. 

Вячеслав Филиппов – один из первых, кто стал заниматься темой Красноярской воздушной трассы. 
– Интерес к истории АЛСИБа стал просыпаться, когда на станции Крючково был найден упавший в годы Великой Отечественной войны самолет вместе с останками членов экипажа,  – поясняет сотрудник музея военно-инженерного института Сибирского федерального университета. –  Но до 1994 года информация по трассе была засекречена. Активная работа по данной теме началась с 2002 года.
– Маршрут воздушной трассы был очень сложный: это 6306 километров от Фербенкса (США) до Красноярска через Чукотку, Колыму, Якутию, летали при экстремальных погодных условиях, – говорит исследователь истории АЛСИБа, член общественной палаты Красноярска Александр Южанников. –  За годы работы Красноярской воздушной трассы с 1942 по 1945 год в Красноярск было перегнано 8094 самолета. Не все судна доходили до места назначения, случились аварии, люди гибли в страшных катастрофах. Мы обязаны сохранить память об этих героях.
С тех пор было сделано немало: появилась экспозиция в музее Лицея № 11, были перезахоронены останки героев-летчиков на Троицком кладбище – за зданием Мемориала Победы теперь находится мемориал в память о погибших лётчиках, вышло несколько книг и фотоальбом  по истории трассы.  В этом году на уличной галерее «На подмостках», рядом с ТЮЗом, открылась экспозиция, посвящённая истории АлСиба – фотографии времён Великой Отечественной войны. Одно из знаковых событий этого года состоится 10-11 ноября в библиотеке СФУ. Там  состоится  научно-практическая конференция «75 лет авиаперегоночной трассе «Аляска-Сибирь». В рамках конференции пройдут  презентации книг и документальных фильмов об истории Красноярской воздушной трассы.


Мы в популярных социальных сетях