28.03.2024
°C
4
$ 92.59
€ 100.27

Эдхам Акбулатов: Предлагая создание агломерации, мы решаем общенациональную задачу укрепления целостности России

Такое мнение о проекте создания Красноярской агломерации высказал в интервью журналу «Эксперт Сибирь» Председатель Правительства Красноярского края Эдхам Акбулатов.

Отвечая на вопрос журналиста о том, какие Председатель Правительства видит преимущества и недостатки создания агломерации в Красноярске, Акбулатов сказал: «План создания Красноярской агломерации вполне реален, и он опять-таки возникает не на пустом месте — достаточно долго обсуждался, например, проект Большой Красноярск. Еще в 1970-е — 1980-е годы проектировщики разрабатывали градостроительные планы Красноярской агломерации. Но в нынешних условиях, инициируя ее формирование, мы должны ответить на главный вопрос: чем будут заниматься проживающие в ней люди? Поэтому этот проект жизненно связан с теми, что я уже упоминал, — если в крае будет делаться ставка на сырьевую модель развития экономики, то никакая агломерация нам не нужна. В то же время, избрав другую, инновационную модель, мы будем решать и задачи совершенно иного порядка. Например, повышать производительность труда, которая должна вырасти в разы, иначе мы просто не сможем ответить на стоящие перед российским обществом вызовы. Их много, остановимся на главном — необходимости создания конкурентоспособной экономики.
Поэтому агломерация — это не только красивый проект, направленный на создание нового качества жизни на территории Большого Красноярска. Это практически неизбежный сценарий нашего развития, если мы хотим говорить о создании новых, современных производств. О каких производствах в Красноярской агломерации идет речь? Прежде всего о достаточно трудоемких, создающих продукцию с высокой добавленной стоимостью. Сейчас этот вопрос детализируется, и вряд ли мы сможем сегодня конкретно сказать: где, что и когда появится. Но параметры агломерации уже можно очертить. Мы полагаем, что к 2020 году в ней будут проживать порядка 1,5 миллиона человек. Для сравнения — сейчас в тех же границах живет 1,1 миллиона. То есть предполагаются достаточно высокие темпы роста. Если взять историю и изучить динамику изменения численности населения, то в мирное время такие темпы были только в 1950-е — 1960-е годы прошлого века, когда строились Красноярская ГЭС и алюминиевый завод. Впрочем, надо отдавать себе отчет — в то время люди приезжали сюда не только добровольно, по комсомольским путевкам. Очень многих организованно отправляли на стройки социализма в качестве заключенных. Сегодня такие методы решения демографических вопросов, к счастью, невозможны. Люди сами приедут к нам, если, во-первых, у них будет интересная работа, а во-вторых, здесь возникнут надлежащая социокультурная среда, высокий уровень качества жизни — образования, медицинского обслуживания, сервиса и досуга.
Рассматривая приоритетные отрасли для размещения в Красноярской агломерации, мы в первую очередь думаем о машиностроении — космическом, спутниковом, а также о радиоэлектронике, поскольку кадры для этих производств в Красноярске есть. Но развитие машиностроения перспективно с точки зрения заказов на горнодобывающую технику, оборудование для освоения нефтяных месторождений и транспортные средства. Весьма перспективен сегмент услуг, в том числе в банковской и транспортной сферы. Эти отрасли тоже потребуют значительных трудовых ресурсов. Так что 1,5 миллиона человек — цифра вполне обоснованная.
Сразу скажу, что мы задумываем агломерацию, где не будет маятниковых передвижений, когда люди через весь мегаполис станут ездить из спальных районов на работу и обратно. Безусловно, перспективнее рассредоточенная агломерация, но при этом имеющая равный уровень благ на всей территории. Мы понимаем, что это достаточно сложная задача. Ведь люди, которые сегодня живут в поселках Березовского района, имеют качество жизни, совершенно отличное от обитателей центра Красноярска. Так вот, в агломерации это качество должно выравниваться.
Мы рассчитываем, что многие проекты агломерации — особенно в области развития энергетики и транспортной инфраструктуры, будут осуществляться при реальной поддержке федерального бюджета. Опять же: когда во времена царской России строился Транссиб — это был национальный проект. Сложно сказать, что было бы со страной во время войн и революций, если бы не построили эту магистраль. И создание агломерации сегодня — может, менее масштабный, но схожий для страны проект стратегического характера. Предлагая создание агломерации, мы решаем общенациональную задачу укрепления целостности России».



Мы в популярных социальных сетях