28.03.2024
°C
6
$ 92.59
€ 100.27

Российский нефтесервис и ВТО

Проблемы развития российского нефтесервиса после вступления страны во Всемирную торговую организацию (ВТО) обсудили 11 июля на Круглом столе в Торгово-промышленной палате РФ представители бизнеса, науки и законодательной власти. Организованная Комитетом ТПП по энергетической стратегии и развитию ТЭК и Союзом нефтегазопромышленников России (СНГП) дискуссия показала, что представители предприятий не видят для себя особых отрицательных последствий. Гораздо важнее для них изменение отношения крупных нефтегазовых компаний и политики правительства. На заседании были выработаны конкретные предложения правительству и отобраны представители для участия в рабочих группах при соответствующих министерствах.
Спасение утопающих – дело рук самих утопающих.
Открывая заседание, председатель Комитета ТПП РФ по энергетической стратегии и развитию ТЭК Юрий Шафраник отметил, что за последние 5 лет вопросы развития топливно-энергетического комплекса регулярно рассматривались в Правительстве и был принят целый ряд решений по стимулированию его развития. Вместе с тем, принятое накануне решение Государственной думы о ратификации Протокола о присоединении России к Всемирной торговой организации серьезно меняет условия работы наших производителей как на внутреннем, так и на внешнем рынке.
Поскольку решение принято, подчеркнул Ю. Шафраник, дальнейшие дискуссии о целесообразности этого шага бесплодны. Поэтому председатель Комитета ТПП рекомендовал всем участникам Круглого стола включиться в конкретную работу по оценке всех рисков и дать конкретные предложения по стимулированию предприятий нефтегазового сервиса. «Спасение утопающих – дело рук самих утопающих», - напомнил Ю. Шафраник старый лозунг и призвал выбрать наиболее квалифицированных представителей отрасли для включения в рабочую группу при Правительстве РФ по разработке мер стимулирования нефтесервиса и нефтегазового машиностроения.
При этом надо иметь в виду, что конкуренция на мировом топливном рынке обостряется, и выжить в такой борьбе может только тот, у кого ниже производственные издержки. По этому показателю российская нефтянка сильно отстает от своих зарубежных коллег. В настоящее время наши производители и поставщики оборудования и услуг для нефтегазового сектора в целом работают значительно ниже своего потенциала, упускают уникальные возможности для развития бизнеса и активного вхождения  в международные рынки. В то же время, имея громадный опыт, они способны при определённых условиях  развивать локализацию производства, импортозамещение и  экспорт оборудования и услуг, успешно конкурировать с мировыми производителями в этой сфере. В качестве конкретного примера такой работы внутри страны и за рубежом Ю. Шафраник привел Сибирскую сервисную компанию. 
«Шлюмбержезация страны»?
Значительно пессимистичнее оценил ситуацию президент Тюменской ассоциации нефтегазосервисных компаний Владимир Борисов. Крупнейшие госкомпании-монополисты нефтегазовой отрасли – Газпром и Роснефть – отдают предпочтение зарубежным подрядчикам. В результате 65% рынка нефтегазового сервиса России принадлежит иностранным компаниям.
       За последние 10 лет доля западных компаний, таких, как, например, «Шлюмберже», на нефтегазосервисном рынке увеличилась в 6 раз, объёмы российских компаний упали в 2,5 раза. Происходит, по выражению В. Борисова, «шлюмбержезация страны». С членством   в ВТО Россия берёт на себя ряд обязательств, которые могут привести к значительному снижению конкурентоспособности отечественных компаний, свёртыванию производства, негативным социальным последствиям. В качестве мер по подъему отечественного нефтегазового сервиса В. Борисов рекомендовал создать с помощью правительства специализированные центры развития технологий и разработки нового оборудования для добычи углеводородов, а предприятия объединить в саморегулируемую организацию.
Все худшее уже позади…
Иного взгляда на роль иностранных компаний и последствия вступления в ВТО придерживается президент Союза производителей нефтегазового оборудования Александр Романихин. Он считает, что «нашему машиностроению хуже не будет, потому что все самое плохое уже произошло». Фактически отрасль и так работает без какой-либо таможенной защиты, потому что пошлины были сняты ранее под давлением Газпрома и Транснефти. Китай, вступивший в ВТО гораздо раньше нас, вполне успешно субсидирует экспорт. Яркий пример этого - продажа китайских буровых по связанным кредитам. Причем такие закупки происходят тогда, когда Уралмаш и Волгоградский завод буровой техники разрабатывают и производят более совершенные образцы.
Президент Союза производителей нефтегазового оборудования считает также, что приход на российский рынок западных компаний, стремящихся соблюдать американский Закон о борьбе с коррупцией за рубежом (1977 г.) и британский Закон о взяточничестве (2010 г.), приведет к оздоровлению конкуренции на нашем внутреннем рынке. Главной проблемой отечественного нефтесервиса и производителей нефтегазового оборудования, по мнению А. Романихина, является отсутствие связи с правительством, которое принимает решении без учета мнения производителей и не информирует своих налогоплательщиков о планах изменения законодательства, в том числе связанных с присоединением к ВТО.
Достигли дна или всё летим в пропасть?
Еще более пессимистического взгляда на перспективы отрасли придерживается директор Национального института нефти и газа профессор Всеволод Кершенбаум: «Рынок нефтегазового оборудования сегодня замусорен отечественной и китайской контрафактной продукцией, против которой нет никаких фильтров». Вину за это профессор возложил на правительство, которое, в частности, отменило обязательную сертификацию оборудования и не прислушивается к мнению отраслевых экспертов вообще. Отсюда последовал вывод, что «мы летим в пропасть, а не идем ко дну». В подтверждение своих слов В. Кершенбаум сообщил, что сейчас наступил период необходимости массовой замены буровых установок, и на российско-китайской границе уже стоят и ждут своего часа 200 китайских буровых установок по связанным кредитам. Если в ближайшее время правительство не пойдет на соответствующие изменения в налогообложении и финансировании отечественных предприятий, то «мы можем пропасть окончательно», заявил Директор национального института нефти и газа.
Обновление оборудования невозможно без изменения правил игры на рынке нефтесервиса.
Тезис о необходимости изменения политики правительства в отношении нефтесервиса поддержал и заместитель генерального директора Сибирской сервисной компании (ССК) Алексей Канашук. Отметив, что в 2012-2016 гг. в отечественных предприятиях должен пройти период массовой замены буровых установок, он заявил, что финансовое состояние отрасли и нынешние условия работы предприятий с добывающими компаниями не обеспечивают необходимого финансирования для приобретения новых буровых. Это ставит под угрозу основную массу действующих предприятий. Руководство ССК видит выход в заключении долгосрочных сервисных контрактов и принятии государством комплекса мер по изменению «правил игры» на рынке нефтесервиса. Еще более подробно претензии нефтесервисных компаний к заказчикам – добывающим компаниям были изложены в выступлении Тагирзяна Гильманова, вице-президента ОАО «РУ-Энерджи Групп». Он привел конкретные примеры несправедливых условий при проведении конкурсов и отметил, что в таких условиях российские нефтесервисные компании в отличие от зарубежных не имеют и не получат в будущем никаких средств для своего развития и обновления основных фондов. Без помощи государства угасание нефтесервиса неизбежно.
Вода камень точит. Эту старинную поговорку привел в своем выступлении член Совета Федерации, бывший министр природных ресурсов РФ Виктор Орлов. Так же как и председательствовавший на Круглом столе Юрий Шафраник он призвал всех участников к последовательной конструктивной работе и с правительством и с крупными добывающими компаниями. Один из крупнейших экспертов в области природных ресурсов отметил, что «геологоразведка и сырьевой сектор в целом не испытают вреда от присоединения страны к ВТО». Обрисовав текущее состояние геологоразведки в целом и разведочного бурения в особенности, В. Орлов подчеркнул: потребности экономики страны таковы, что нефтесервис уже в ближайшем будущем ждут большие объемы работ. Но, пока у отечественных нефтяных и газовых компаний нет мотивации, не будет и крупных заказов. К сожалению, «и государство ведет себя так же, как и частные компании». Изменить ситуацию можно только последовательными совместными усилиями всех заинтересованных лиц: бизнесменов, ученых и общественных деятелей. «Вода камень точит», - подытожил бывший министр природных ресурсов РФ.
Подводя итог дискуссии, Юрий Шафраник отметил, что в развитии топливно-энергетического комплекса наступил переломный момент. Необходимый прогресс ТЭКа прямо зависит от того, как будет развиваться отечественный нефтегазовый сервис. Во всем мире именно этот сектор определяет будущее добывающих предприятий. Яркий пример - США, которые в последние годы благодаря технологическому прогрессу нефтегазового сервиса резко начали сокращать зависимость от импорта нефти и превращаются в экспортера природного газа. Норвегия за счет продуманной государственной политики снижение добычи углеводородов компенсирует увеличением экспорта нефтегазового оборудования и услуг. В России сегодня есть все необходимые условия для того, чтобы использовать собственный опыт и опыт других стран с целью использовать потенциал ТЭКа для модернизации всей экономики.


Мы в популярных социальных сетях