29.03.2024
°C
5
$ 92.26
€ 99.71

Краевые парламентарии обсудили вопросы объединения административно-территориальных единиц в регионе

В 2018 году в Красноярском крае стартовал процесс объединения административно-территориальных единиц. В частности, жители двух или более сёл, имеющих собственную администрацию и Совет депутатов, на сходах граждан принимают решение об объединении двух сельских советов в один. Кроме того, законодательством предусмотрен  вариант объединения села — районного центра непосредственно с районом.

Накануне члены комитета по государственному устройству, законодательству и местному самоуправлению провели совместное выездное заседание в Тюхтете, с целью обсудить итоги первого года работы и послушать тех, кто уже вступил на путь объединения. Вместе с парламентариями участие в мероприятии приняли главы городов и районов, председатели Советов депутатов, входящие в состав секции по вопросам МСУ Координационного совета Ассоциации по взаимодействию представительных органов государственной власти и местного самоуправления,.

Глава Казачинского сельского Совета Александр Козлов поделился опытом на примере объединения в своем районе. Казачинцы еще в 2015 году стали «застрельщиками», объединив под своим управлением несколько близлежащих деревень. Сам процесс структурно делится на несколько этапов. Во-первых, принятие идеи и расчет всех возможных плюсов и минусов. Затем проведение сходов в каждом населенном пункте, принятие решения на сессиях каждого из сельских Советов. Далее подготовка законопроектов об объединении поселений, административно-территориальных единиц и изменении границ; внесение их в Законодательное Собрание, принятие в двух чтениях. Только после этого могут быть проведены выборы в Совет депутатов во вновь созданном объединенном муниципальном образовании. Далее изменение Устава, нормативных и правоустанавливающих документов. Весь процесс занял больше года, и каждый из этапов содержал скрытые подводные камни и требовал внимания, а порой и осторожности.

«Часть жителей маленьких деревень опасались, что будут проблемы с выдачей справок, что более крупное Казачинское начнет перетягивать на себя финансовое одеяло, ресурсы и так далее, — рассказал Александр Козлов. — Важно было и людей убедить, и самим понять и закрепить документально (а ведь у нас не было никаких инструкций и методик на тот момент), что интересы каждого поселения будут учтены. Через выборы депутатов, через устав, через бюджет. Коллегам, которые пойдут по нашему пути, очень осторожно нужно будет подходить к ликвидации юридических лиц, чтобы не нарушить жизнеобеспечение сёл. У нас, например, «подвисли» договоры с энергетиками на электроснабжение зданий, которые находились в процессе передачи собственности. Регистрация земель сельхозназначения вызвала затруднения. Что в итоге мы получили? Безусловно, экономия бюджета на содержание администраций, а это несколько миллионов рублей, была перенаправлена на другие цели. Несмотря на то что, когда мы объединялись, краевой программы еще не было, край все-таки выделил нам 2,5 миллиона, на которые мы купили «Беларусь» для дорожного благоустройства. Активно стали участвовать во всех краевых конкурсах и подавать заявки на гранты. Дороги чистятся, муниципальные услуги оказываются жителям всех поселений. Построены новый детский сад и храм, десять частных домов. Молодые специалисты стали возвращаться в село, а значит, жить будем».

Глава Леонтьевского сельского Совета Тюхтетского района Василий Французенко рассказал об опыте объединения сёл Леонтьевка и Двинка, (пакет законов во втором чтении недавно был принят Законодательным Собранием). По словам главы, причинами объединения явились слабое финансовое положение Двинки и кадровый голод — проблемой стали даже выборы депутатов в местный Совет. Глава обещает оставить жителям Двинки специалиста администрации, который будет на месте работать с документами, так что сельчанам не придется ездить за каждой справкой за двадцать километров. Оставили на месте и машину.

Правда, заместитель председателя профильного комитета Александр Новиков, который за несколько часов до заседания вместе с депутатом Максимом Маркертом съездил в Двинку и пообщался с жителями, заметил: машина в таком состоянии, что доставить в соседнее село ее можно разве что на эвакуаторе. Александр Новиков добавил, что люди переживают за судьбу школы — чтобы ее не закрыли вслед за сельским Советом; опасаются за справедливое распределение финансов. «Мы будем держать эти вопросы на контроле», — пообещал депутат. Между тем жители обоих сёл ждут обещанных минфином средств и уже планируют, куда их потратят: необходимо подремонтировать дороги, водопровод, поменять освещение.

Глава Тюхтетского района Геннадий Дзалба рассказал об опыте «вертикального» объединения. Как и в Казачинском районе, здесь процесс состоялся в 2015 году, но с участием не равнозначных сёл, а районного центра — села Тюхтет и одноименного района. Также были пройдены все этапы, одна из управленческих структур была ликвидирована, но при этом, как заметил глава, население даже «не заметило потери бойца». Зато стало меньше хождений по кабинетам, более эффективно используются средства. 1,2 млн рублей, ранее предназначенные на работу сельской администрации, были перенаправлены на благоустройство того же села. Геннадий Дзалба так же, как и многие главы, участвовавшие в выездном заседании, посетовал на кадровый голод: из работников бывшей администрации только двое имели высшее образование.

Заместитель начальника управления территориальной политики губернатора Светлана Турчанова отметила, что управление готово работать конкретно по каждой территории совместно с депутатами — вопрос об этом ставился на одном из последних сессионных заседаний. Вместе с тем она сообщила о том, что из 25 заявленных на объединение территорий до финала в 2018 году дошли лишь три. На 2019 год пока всего две заявки.

Подвел итог обсуждения председатель комитета, первый вице-спикер Сергей Попов: «Нужно понимать, что административно-территориальное и, как следствие, муниципальное устройство края досталось нам в наследство, можно сказать, от той страны, когда логика деления территорий соответствовала экономическим и историческим реалиям минувшего времени. И в этом смысле изменения носят объективный характер, движение началось и будет продолжаться, хотим мы этого или нет.

И вот здесь может быть два пути. Первый — жители и администрации небольших поселений, испытывающие кадровый голод, нехватку ресурсов, передают административные полномочия расположенным рядом более крепким сельсоветам. При этом, освободившись от «бумажной» работы, специалисты администрации, которые будут прикреплены к этой территории, станут работать непосредственно с людьми и решать реальные, видимые проблемы сельчан. В этой же логике мы видим, что объединение дает экономический эффект — пусть небольшой в масштабах края, но вполне ощутимый в селах, и сегодняшний разговор это подтвердил.

Второе направление должно исходить из более глобальных задач, стоящих перед краем: какие территории будут развиваться, по каким направлениям и отраслям, какие трудовые ресурсы потребуются в том или ином районе. Это направление тесно увязано со стратегией развития региона, требует осмысления и большой системной работы.

Материальным же эффектом от нашего сегодняшнего разговора я бы назвал совместную рекомендацию секции и комитета о создании рабочей группы с участием депутатов, глав территорий, представителей правительства и губернатора, которая бы анализировала начавшийся процесс объединения, помогая сделать его менее болезненным и для населения, и для управленческой структуры, которую легко сломать, но трудно отстроить заново. И, безусловно, опыт работы этой группы должен быть востребован для стратегического планирования в области архитектуры местного самоуправления».

Фото: пресс-служба Законодательного Собрания. 



Мы в популярных социальных сетях