26.04.2024
°C
6
$ 92.13
€ 98.71
erid: 2VtzqxJALAR

Модернизация с позиции простого человека

Cостоялось заседание комитета по бюджету и экономической политике. Депутаты заслушали три отчета Счетной палаты края и обсудили ряд законопроектов.
Кадры — залог здоровья
Аудитор Лариса Титова сообщила народным избранникам о результатах проверки эффективности использования бюджетных средств, направленных на содержание органов управления регионального здравоохранения.
Лариса Леонидовна напомнила, что реформирование системы здравоохранения в нашей стране продолжается на протяжении 15 лет. Существенное влияние на этот процесс оказали правила разграничения полномочий между федеральными, региональными и муниципальными органами власти. В соответствии с изменениями федерального законодательства основные полномочия и расходные обязательства в сфере здравоохранения переданы на уровень субъекта Федерации. Основная цель реформы — повышение уровня здоровья населения. При этом эффективность проводимых мероприятий будет оцениваться через систему показателей: по заболеваемости, по младенческой смертности, по доступности медицинской помощи и другим (всего около 40).
Одной из проблем отрасли аудитор назвала ограничение штатной численности министерства. Несмотря на то, что дополнительных полномочий, переданных на региональный уровень, стало на 16 больше, штат профильного ведомства от этого не изменился. Таким образом, качество исполнения новых функций ставится под вопрос. «Требуется комплекс мероприятий для установления обоснованной штатной численности», — сказала Лариса Титова.
Министр здравоохранения края Вадим Янин сказал, что уже разработана новая структура штатной численности министерства, которая будет включать 199 человек (вместо сегодняшних 111). Всего будет организовано 15 отделов. Министр также заверил, что замечания, указанные в отчете, учтены в рамках программы развития здравоохранения края до 2020 года.
После этого депутаты задали Вадиму Николаевичу ряд вопросов. «Сколько в год стоит здравоохранение края, если брать консолидированный бюджет, ФОМС, остатки ведомственной медицины и так далее?» — спросил Валерий Сергиенко.
Министр ответил, что если учитывать федеральные, краевые и муниципальные расходы, то сумма будет колебаться в пределах 54 млрд рублей.
«Для тех, кто считает деньги, средства вроде бы большие, но тот, кто получает медицинскую помощь, задаст много вопросов, — продолжил тему парламентарий и привел пример из жизни, когда человек, пройдя обследование, так и не дожил до операции. — Всегда ли, проводя модернизацию, мы встаем на позицию простого человека? Говорю к тому, что, может быть, одним из главных критериев оценки эффективности системы должна стать удовлетворенность здравоохранением жителей края. Модернизируя, нужно делать так, чтобы не только было легче управлять системой, но и чтобы реформа качественно отразилась на оказании услуг населению».
Вадим Николаевич ответил, что передача полномочий с муниципального уровня на региональный и преследует эту цель. Впрочем, министр также заявил, что проблемы содержатся не столько в системе управления, сколько в наличии квалифицированных и ответственных кадров.
«Критерий удовлетворенности услугой — достаточно субъективное понятие. Кому-то нравится просто общение с врачом, кому-то — что-то еще. Но объективно существует кадровая проблема, и ее преодолеть не так просто. Даже с помощью повышения зарплаты», — считает глава минздрава.
Депутат Людмила Магомедова поддержала позицию министра, но спросила, как проблема кадров отражена в государственной программе по развитию здравоохранения края. Вадим Николаевич ответил, что программа, принятая Правительством края и разработанная до 2020 года, прежде всего преследует своей целью улучшение демографической ситуации в нашем регионе. В то же время в ней отражены вопросы повышения качества медицинских услуг.
В продолжение темы депутат Петр Гаврилов спросил, достаточно ли специалистов для новой техники, поставляемой в районы края. Министр ответил, что такая проблема существует, но, например, вся рентген-техника может формировать сигнал в цифровом виде, и в районе остается только сделать снимок и направить его в краевую больницу. «Здесь надо смотреть и на подготовку наших специалистов. Если сравнивать с Западом, то, к примеру, там всего около 30 врачебных специальностей. У нас их 107. То есть наши специалисты не такие многопрофильные; нужно работать с образованием», — заявил Вадим Янин.
Куда летит малая авиация?
После этого депутаты заслушали аудитора Светлану Алдашеву, которая рассказала о проверке использования в 2011 и 2012 годах субсидий на компенсацию расходов организаций воздушного транспорта, возникающих в результате государственного регулирования тарифов при осуществлении авиаперевозок между северными районами края.
Напомним, что в крае насчитывается более 80 пунктов, круглогодичная связь с которыми возможна только по воздуху, и более чем 200 пунктов, для которых авиация является единственным видом сообщения. По словам аудитора, сегодня одним из самых острых вопросов является содержание северных аэропортов и посадочных площадок, находящихся в собственности края. Причем вопросы их эксплуатации и развития нормативно не урегулированы, и нет конкретного органа исполнительной власти, который бы их курировал.
«Фактически эксплуатация аэропортов происходит за счет госпредприятия «Красавиа», которое даже не имеет права хозяйственного ведения на них», — заметила аудитор.
В числе замечаний Светлана Алдашева отметила то, что из трех мер господдержки авиапредприятий края, занимающихся пассажирскими перевозками «на северах», используется только одна — получение субсидий. При этом эффективность этой меры тоже оставляет желать лучшего. Так, анализ показал, что ранее ею пользовались всего два перевозчика, а теперь один — «Красавиа». Но доля субсидируемых перевозок и этого предприятия чрезвычайно мала.
Отдельно аудитор рассказала о недостаточной проработке инвестпроекта «Филиал №7», которым было предусмотрено создание регионального авиаперевозчика путем объединения «Красавиа» и «Катэкавиа». Безрезультатные расходы по этому проекту составили около 17 миллионов рублей. «Филиал так и не был создан, но деньги были потрачены», — заявила Светлана Алдашева.
Держать удар пришлось министру транспорта края Сергею Еремину. Он заявил, что по содержанию аэропортов сейчас подготавливается нормативная база, Правительство намеревается внести в Законодательное Собрание соответствующий законопроект и закрепить за минтрансом курирование направления. «В течение трех месяцев мы завершим эту работу», — заверил министр.
По поводу безрезультатных трат Сергей Еремин ответить затруднился, поскольку в то время не занимал должность министра транспорта, но предположил, что, скорее всего, на тот момент цель создания подобного филиала была оправданной.
Председатель комитета Андрей Самохин поинтересовался у Сергея Васильевича, учтены ли в концепции по развитию авиаперевозок в северных территориях интересы уже работающих компаний. Министр ответил положительно. Помимо этого Андрей Николаевич спросил, планирует ли министерство увеличивать объем пассажирских перевозок. «В советское время всегда можно было перелететь из одного района в другой», — заметил депутат.
Сергей Еремин ответил, что вряд ли удастся добиться таких же объемов перевозок (сегодня они в пять раз меньше), но министерство планирует задействовать крупные авиакомпании, работающие на основных магистралях. Кроме того, минтранс надеется на развитие именно самолетных, а не вертолетных сообщений. «Это опыт мировой практики», — подчеркнул министр.
Депутат Сергей Зяблов спросил, собирается ли Правительство края принимать на баланс три самолета муниципального предприятия Эвенкии. Сергей Еремин ответил, что министерство работает в этом направлении, была встреча с главой муниципального образования, теперь слово за депутатами районного Совета.
Светофор краевой, а дороги городские
Затем участникам заседания был представлен отчет аудитора Дмитрия Воропаева, который рассказал о проверке эффективности финансово-контрольной деятельности и использования имущества ГПКК «Дорожно-эксплуатационная организация» в 2011—2012 годах.
По словам Дмитрия Владимировича, структура управления предприятия соответствует нормативным требованиям, в то же время в ходе проверки были отмечены существенные пробелы ведомственного контроля. Аудит показал, что сокращение филиалов предприятия не привело к уменьшению протяженности обслуживаемой сети, но повлекло существенные изменения в количественном, качественном и стоимостном выражении объектов основных средств, закрепленных на праве хозведения. Средний износ спецтехники сократился с 58,8% до 53,5%, но в некоторых филиалах достигает 89,7%, что служит препятствием для выполнения более привлекательных работ по строительству и ремонту дорог, а также вызывает затраты на ремонт устаревшей и изношенной техники.
Негативное влияние на эффективность деятельности также оказали недостатки в организации работы в виде невзимания услуг генподрядчика, непрозрачность закупок, сомнительная политика в отношении долгосрочных и краткосрочных вложений. Также существует большая зависимость от государственных заказов. «Более 90 процентов выручки предприятия составляют доходы из бюджетов всех уровней», — сообщил аудитор.
Кроме того, встает вопрос о целесообразности сохранения непрофильных активов ГПКК.
Сергей Еремин в ответ заявил, что предприятие постепенно избавляется от несвойственных функций. Что же касается контроля, то ежеквартально проводятся заседания балансовых комиссий. «За два года мы усилили работу этих комиссий, приглашаем представителей министерства экономики, профсоюзы, другие организации, чтобы проанализировать проблемы за отчетный период. Также создан контрольно-ревизионный отдел», — сказал министр.
Депутат Сергей Зяблов спросил, насколько целесообразно краевой организации содержать городские светофоры. «Сегодня в Красноярске обслуживанием городских светофоров на 90 процентов занимается краевое предприятие. Дороги городские, а светофоры краевые?» — посетовал парламентарий.
Сергей Еремин ответил, что это временная мера, и имущество в дальнейшем будет передано муниципалитету. Причем не только Красноярску, но и Зеленогорску, Лесосибирску и другим городам, где есть эти объекты.
Приведение в соответствие
После этого депутаты перешли к обсуждению законопроектов. Первым из них значился документ, вносящий изменения в региональный закон «О порядке установления величины прожиточного минимума в крае».
Министр экономики и регионального развития Анатолий Цыкалов рассказал народным избранникам о том, что проект закона разработан во исполнение федерального законодательства. Документ вводит понятие стоимости потребительской корзины и устанавливает порядок ее определения. Причем величина прожиточного минимума исчисляется по нему на основе нормативно-статистического метода: используются данные федерального органа исполнительной власти по статистике не об уровне потребительских цен на непродовольственные товары и услуги, а об индексах потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги.
Кроме того, законопроект устанавливает специальные коэффициенты в пяти муниципальных образованиях, отнесенных к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера (городской округ Енисейск; муниципальные районы Богучанский, Енисейский, Кежемский, Мотыгинский). Эта мера, по словам министра, обусловлена высоким уровнем тарифов на коммунальные услуги в этих муниципальных образованиях при относительно низких (по сравнению с другими северными территориями) ценах на продукты питания.
Анатолий Цыкалов предложил вынести законопроект на сессию сразу в двух чтениях. Это не вызвало возражений у депутатов.
Помимо этого народным избранникам был представлен законопроект, вносящий изменения в закон «О межбюджетных отношениях в Красноярском крае» и некоторые другие законы края. Докладчик — министр финансов Владимир Бахарь сообщил, что проект закона также разработан в целях приведения нормативно-правовой базы края в соответствие с федеральной.
Документ вызвал немало нареканий со стороны экспертно-правового управления Законодательного Собрания и Счетной палаты края, но в целом был одобрен для принятия в первом чтении. Депутаты единогласно решили вынести законопроект на сессию, сообщает пресс-служба краевого парламента.



Мы в популярных социальных сетях