26.04.2024
°C
6
$ 92.13
€ 98.71
erid: 2VtzqxJALAR

Марика Альвер: «Культурные и социальные связи — предмет вне политики»

Операция «Прибой» — это массовая депортация репрессированных жителей  Эстонии, Латвии и Литвы в Сибирь и северные районы страны, происходившая в 1949 году. В ходе этих репрессий было депортировано порядка 94 тысяч человек. Таллинская академия искусств инициировала экспедицию «Пройти дорогами детства, спустя 50 лет», которая направлена на изучение жизни репрессированных, всех сложностей и радостей жизни европейцев в такой далёкой от их родины Сибири.

Некоторые эстонские семьи были отправлены и в Красноярский  край — и всё исследование направлено и на Балахтинский район. Руководитель экспедиции Марика Альвер, преподаватель этнографии Таллинской академии искусств, поделилась с местными журналистами отдельными результатами и своим мнением о Сибири.

 

- Здравствуйте Марика. Вы уже не первый год приезжаете на Балахтинскую землю во главе экспедиции Таллинской академии искусств. Расскажите пожалуйста о вашей миссии, и о том, чем привлекает вас Сибирь?

- Здравствуйте. Да, действительно в Сибири я второй год подряд. И мы посетили не только Балахту и деревню Чистое Поле, но и село Сон в Хакассии. Цель нашей экспедиции это поиск и изучение мест, где жили эстонцы, сосланные в 1949 году в Сибирь, то есть исследование под названием «Пройти дорогами детства, спустя 50 лет». В прошлом году мы вместе со студентами эстонской художественной академии собрали материал для нашего исследования, пообщались с эстонцами - жителями сибирских сел, живущих здесь с 1949 года, сотрудниками краеведческого музея и представителями муниципалитета. В прошлом году в Сибирь с нами приехали две жительницы деревни Чистое Поле, вернувшиеся в Эстонию в конце 1980х годов. Мы снимали сюжет, как они искали свои дома, школы, другие места из детства, посещали могилы родственников. Вернувшись в Эстонию мы нашли тех, кто уже уехал из Сибири, показали им фотографии и записи интервью живущих в России Эстонцев, после чего решили дополнить наше исследование. Тем более, нас так хорошо здесь встречали.

 

- Расскажите пожалуйста подробнее, как те эстонцы, которые до сих пор живут в Балахтинском районе и те кто уже уехал от сюда на Родину отзываются о Сибири, о русском гостеприимстве. Как им живется или жилось в наших краях?

- Это хороший вопрос, и его мы задавали себе перед началом нашей работы. На первом этапе, когда у нас только возникла мысль о проведении такого исследования, я думала, что это будет грустная и тяжелая история о ссылке, о репрессиях и сложностях жизни эстонцев в чужом холодном краю, вдали от дома. Какого же было наше удивление, когда встретившись с вернувшимися из Сибири согражданами, в основном уже находящимися в почтенном возрасте, мы не услышали практически ни одного плохого слова о жизни в России. А от холода, как они шутят, полностью были закрыты теплом русской души Сибиряков, принявших эстонцев как родных. Вот фотографии наших встреч в Эстонии, которые проходят каждые пол года. Такой теплоты и приятных воспоминаний я редко встречала. Вспоминая о жизни в Сибири, наши уважаемые старики отмечали, что местные жители очень хорошо им помогали привыкнуть к другим условиям климата, погоды, культуры. При этом знания эстонцев тоже были полезны Сибирякам. Так например первая механическая маслобойка была поставлена в деревне Чистое Поле одним из сосланных эстонцев, который выиграв социалистическое соревнование по уборке зерна, отказался от получения сертификата на покупку автомобиля, в обмен на установку в деревне генератора. Еще вспоминается вклад в культуру, так например одна из эстонок, выпускница консерватории, преподавала в сельской школе музыку. И это после своей основной работы на ткацком станке.

Здесь в Чистом поле до сих пор живет пожилая эстонская семья, которых мы тоже навестили, привезли им письма с родины. Так вот они вообще говорят, что даже и не рассматривали вариант вернуться в Эстонию, настолько они стали близки с местными и просто полюбили сибирскую природу и русскую душу. В общем воспоминания о Сибири у всех очень теплые.

 

- Изучив места жизни эстонцев в Балахтинском районе, как вы оцениваете уровень поддержания памяти о них, сохранения их наследия?

- Нас поразило то, в каком хорошем состоянии находятся могилы на деревенском кладбище. Оказалось, что в деревне Чистое поле, в особенности в «родительский день» практически каждый житель, а особенно из числа пожилых людей, считает своим долгом привести в порядок могилы своих друзей, или просто тех, чьи уже не посещают.

Затем мы узнали, что в краеведческом музее есть отдельная экспозиция, посвященная эстонцам, прибывшим в район в 1949 году. Сегодня мы передали в музей коллекцию ретро-фотографий, сделанных ими в 1950е годы.

Кроме того, муниципалитет и в частности Балахтинский краеведческий музей, очень тепло поддерживает нашу инициативу, оказывает всестороннюю помощь экспедиции и откликается на все наши просьбы. Как вы можете видеть, сегодня на площадке музея проходит организованная нами выставка фотографий и заметок с прошлогодней экспедиции, которую мы назвали «Чистое белье – чистые помыслы», играя с названием деревни «Чистое поле», соединив его с искренними чувствами, которые испытывают жившие здесь эстонцы, вспоминая Сибирскую землю.

 

- Почувствовав это лично, как вы оцениваете уровень поддержания российских культурных и мемориальных инициатив в Эстонии, со стороны эстонского правительства и обычных граждан?

- Я понимаю ваш вопрос, но хочу сказать, что я и мои студенты считаем сложившиеся годами культурные и социальные связи предметом вне политики. Хотя везде, в каждой стране есть разные чиновники и граждане, взгляды которых могут быть практически противоположными. Так в Эстонии, к сожалению, сейчас проводится политика отчуждения всего советского, а значит и российского. С одной стороны это своего рода реверанс правительства в сторону стран Евросоюза и еще одной, понятно какой страны. Но с другой стороны, действительно случались определенные «перегибы». Например, ссылка тысяч граждан европейской страны в Сибирь имела место, и в наше время это кажется просто бесчеловечным. Но это тоже, во многом решение одного человека и то, как эстонцев встретили сибиряки, говорит об искреннем, душевном отношении к ним простого народа. Вот об этом мы и пытаемся рассказать, донести эту мысль до эстонского общества. 

 

- Наши государства, помимо прочего, связывает общая история героической борьбы с нацизмом во время Второй Мировой войны. В России активно проводятся мемориальные мероприятия по увековечиванию подвигов войнов-освободителей. А как братский эстонский народ сохраняет память о трагических событиях 1941-1945 годов, ведь на территории Эстонии и Прибалтики в целом, в боях с фашистскими захватчиками пало большое количество русских солдат?

- Вы знаете, в Эстонии некоторые бы добавили, что советские воины вели бои и с «эстонскими патриотами, которые для освобождения Родины заключили сделку с Гитлером». Сейчас эта тема неоднозначна. И многое зависит от воспитания в каждой конкретной семье. Это видно по молодёжи, по студентам. Взгляды сильно различаются. Но традиционный подход, все же пока доминирует. Важно также мнение еврейского сообщества, которое не дает в полной мере пересмотреть роль некоторых эстонцев в преступлениях фашистского режима, в холокосте. Это все большая политика. Но простые граждане прекрасно понимают, что защищая свою страну, русские солдаты освободили Эстонию от ужасов фашистского режима, стерли с её лица страшные концентрационные лагеря. И конечно уровень памятных мероприятий в России не сравнить с эстонским, но они все же проводятся, не имея никакой государственной поддержки. Все это видно и молодому поколению. Студенты иногда задают сложные вопросы по этому поводу, и я думаю, что когда они закончат учебу, эти вопросы будут заданы правительству. 

 

- Спасибо большое, Марика! Стоит ли нас ждать вас снова на Балахтинской земле?

- Спасибо и вам. Да, мы планируем приехать в следующем  году, а пока мы будем дома, приглашаем и всех сибиряков в гости в Эстонию. Желаем всего самого хорошего.



Мы в популярных социальных сетях